Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
EN

Сессия «Система стратегического прогнозирования и планирования научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации»

  • Поделиться ссылкой:
  • Facebook
  • Twitter
  • VK

Дата проведения: 5 октября 2017 г.

Организаторы: Минсельхоз России (Депнаучтехполитика), НИУ ВШЭ

Состав участников – представители Минсельхоза России, федеральных министерств и ведомств, руководители и специалисты органов управления АПК субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, институтов развития, научных и образовательных организаций, инновационных территориальных и агропромышленных кластеров, технологических платформ,  сельскохозяйственных предприятий, представители экспертного российского и международного сообщества, агробизнеса и научного предпринимательства, общественных организаций и СМИ.

Количество участников: 300 человек

Ведущий: Чулок Александр Александрович, заместитель директора Международного научно-образовательного Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики НИУ ВШЭ

Темы выступлений, краткое содержание докладов

Федеральная научно-техническая программа научно-технического развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы как документ стратегического планирования научно-технического развития АПК

Волощенко Виталий Сергеевич, директор Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» Минсельхоз России совместно с ответственными федеральными органами исполнительной власти разработал Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП), которую Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 25 августа 2017 № 996.

Программа разработана в виде документа стратегического планирования, отличного от привычных государственных и федеральных целевых программ.

Программа отвечает требованиям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642, и направлена на снижение технологических рисков в продовольственной сфере, реализуется через ряд подпрограмм по приоритетным направлениям, определенных Указом.

В качестве первоочередных подпрограмм решением Совета по реализации ФНТП определены: подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации»; подпрограмма «Создание отечественных конкурентоспособных мясных кроссов бройлерного типа»; подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации».

Ресурсный потенциал российской научно-технической сферы для целей ФНТП представлен 208 научно-исследовательскими институтами и 21 междисциплинарным крупным исследовательским центром ФАНО России, 29 организациями в системе Минсельхоза России, 54 отраслевыми вузами, 22 учреждениями дополнительного профессионального образования.

ФНТП будет реализовываться в рамках комплексных научно-технических проектов на принципах государственно частного партнерства, где доля частных инвестиций должна быть не менее 50 процентов.

Разработанная ФНТП предусматривает 50 процентное увеличение количества лицензионных соглашений сельхозпредприятий с научными организациями, а также 30 процентный рост доли высокотехнологичных сельхозпроизводителей, что позволит увеличить объем производства сельхозпродукции к 2026 году на 25 процентов.

Реализация ФНТП до 2026 года позволит не только снять технологическую зависимость и зависимость в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельхозпродукции, но и обеспечить наличие на российском рынке высококачественной и конкурентоспособной сельхозпродукции отечественного производства, а также сделать систему аграрного образования драйвером развития агропромышленного комплекса.

Перспективные направления совершенствования мер научно-технической политики в сельском хозяйстве

Петриков Александр Васильевич, врио директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, академик РАН

Несмотря на экономический рост в сельском хозяйстве, его научно-технологический уровень отстает от развитых стран. За 2005-2015 гг. стоимость импорта сельскохозяйственных технологий составила 300 млн долларов, экспорта всего 6 млн долларов. Наблюдается слабый спрос агробизнеса на инновации; в стране отсутствует эффективная система внедрения результатов научных исследований в производство, единый центр по координации, прогнозированию и экспертизе аграрных научно-технологических разработок. Отношение внутренних затрат на сельскохозяйственные исследования и разработки к валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве составил в 2015 г. всего 0,65%, что почти в 2 раза ниже, чем отношение затрат на всю науку к ВВП страны.

Для преодоления этих недостатков предлагается создание государственно-частной компании по инновациям в АПК и Фонда научно-технического развития сельского хозяйства, а также принятие ряда законопроектов для совершенствования нормативной базы инновационного развития (поправки в ФЗ «О семеноводстве», «О племенном деле», «О ветеринарии», новые законы «О технологической долине», «О генетических ресурсах растений»).

О целях и задачах прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

Торбин Сергей Юрьевич, заместитель директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Российской Федерации

В 2014 – 2017 гг. на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были приняты ряд нормативных правовых актов, направленных на формирование и развитие системы стратегического планирования, в целом, и технологического прогнозирования, в частности. Начало формированию системы технологического прогнозирования было положено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (абз. 2 пп. «д» п. 2), включая ее отраслевую компоненту. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлены иерархия документов стратегического планирования и прогнозирования и требования к ним, роль и место прогноза научно-технологического развития Российской Федерации как ключевого документа стратегического планирования на национальном уровне. В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642) описаны сценарии научно-технологического развития, определены большие вызовы и соответствующие им приоритеты научно-технологического развития, которые предусматривают формирование агропромышленного комплекса нового поколения, базирующегося на современных технологиях. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, среди ключевых ––обозначено ускоренное развитие агропромышленного комплекса в целях обеспечения устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года был разработан Минсельхозом России совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и одобрен председателем Правительства Российской Федерации в декабре 2016 года и утвержден приказом Минсельхоза России № 3 от 12 января 2017 г. В прогнозе агропромышленного комплекса были рассмотрены глобальные вызовы, связанные с ними угрозы и возможности научно-технологического развития, перспективные инновационные рынки, продукты и технологии, области научных исследований в агропромышленном комплексе.

Минобрнауки России в 2017 г. в соответствии Федеральным законом и поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича
(№ АД-П8-6699 от 9 ноября 2016 г.) актуализировал Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный в 2014 г., в этой работе принял участие и Минсельхоз России, обеспечив интеграцию результатов отраслевого прогноза в национальную систему стратегического планирования.

Необходимость научно-технологического прогнозирования в агропромышленном комплексе также зафиксирована в перечне поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24 ноября 2014 г.) и в Плане мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса в рамках ВТО (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 21 января 2016 г. № 287-п-П11). Минсельхоз России является одним из пионерных отраслевых министерств, приступивших к развитию системы технологического прогнозирования на отраслевом уровне в интересах информационно-аналитического обеспечения эффективной долгосрочной политики научно-технологического и инновационного развития в агропромышленном комплексе.

В настоящее время коллеги из Минсельхоза России с опорой на отраслевой прогноз создают новую, более эффективную и гибкую систему управления научно-технологическим и инновационным развитием агропромышленного комплекса.

Прогноз научно-технологического развития АПК на период до 2030 года как ключевой документ стратегического планирования в АПК России

Чулок Александр Александрович, заместитель директора Международного научно-образовательного Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики НИУ ВШЭ

Прогноз научно-технологического развития АПК на период до 2030 года (далее – Прогноз) является уникальным документом: впервые в постсоветской России он определяет облик и приоритеты развития отечественного АПК на долгосрочные период.

Прогноз выполнен НИУ ВШЭ по заказу Минсельхоза России на базе методики классического Форсайта: с использованием синтеза количественных и экспертных методов; машинным анализом свыше 200 000 аналитических и прогнозных документов, в т.ч. 16 000 документов в сфере АПК; экспертным анализом более 650 профильных документов; интервью с руководителями отраслевых союзов, научных организаций и вузов; опросом более 400 экспертов по технологическим трендам; валидацией результатов в рамках 15 экспертных семинаров, круглых столов, научных конференций.

Полученные результаты уже используются многими акторами национальной инновационной системы: аграрными вузами, ведущими компаниями, научными организациями. Наибольший интерес вызывают следующие материалы Прогноза: глобальные вызовы в развитии мирового агропромышленного комплекса; оценка текущего состояния АПК (производственный потенциал; инновационная активность; научно-технический потенциал); сценарии научно-технологического развития АПК России (сценарии «Локальный рост» и «Глобальный прорыв»); описание перспективных рынков АПК.

Рекомендации по совершенствованию научно-технической политики в АПК уже используются Минсельхозом России для постановки задач опережающего развития.

Важным элементом является план дальнейшего использования результатов Прогноза, его активного применения те только на отраслевом, но и федеральном и региональном уровне (например, для развития системы агрокластеров).

Регулярное обновление результатов Прогноза на базе отраслевых центров мониторинга и прогнозирования и актуализация системы приоритетов долгосрочного развития позволит Минсельхозу России и всем заинтересованным участникам быть на шаг впереди.

Технологический уровень в АПК: методика оценки и перспективы ее применения

Фурсов Константин Сергеевич, заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности, Института статистических исследований и экономики НИУ ВШЭ

Технологическая модернизация производства, переход на инновационную модель экономического роста рассматриваются в качестве ключевых и взаимосвязанных задач устойчивого развития АПК Российской Федерации в средне- и долгосрочной перспективе. Для формирования действенной программы масштабной технологической модернизации и интенсификации инновационной активности данной сферы, принятия конструктивных и своевременных управленческих решений необходима качественная информация, достоверно и комплексно отражающая наиболее важные аспекты производственно-технологического развития в контексте глобальных вызовов.

В рамках решения задачи по оценке уровня технологического развития ключевых видов экономической деятельности, обозначенных пунктом 4 протокола совещания в Правительстве Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. №АД-П13-176пр, НИУ ВШЭ по заказу Минсельхоза России разработал проект соответствующей методики, целью которой является получение методологически обоснованных, регулярных, систематизированных и комплексных данных, характеризующих технологическое развитие видов экономической деятельности (отраслей), относящихся к АПК, для создания информационной базы, обеспечивающей разработку эффективной государственной политики в данной сфере.

Разработанный подход рассчитан на измерение уровня технологического развития в четырех отраслях: растениеводство, животноводство, смешанное сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях. Методика оценки опирается на шесть групп индикаторов, характеризующих соответственно общую эффективность производственной деятельности отраслей АПК, технический уровень и обновление основных фондов, технологические инновации, качество и конкурентоспособность используемых технологий, интенсивность затрат на исследования и разработки, специфические факторы, определяющие или влияющие на уровень технологического развития.

Расчеты, проведенные на этапе тестирования методики, показали, что среди отраслей АПК по интегральному показателю уровня технологического развития лидирует животноводство. На международном уровне Россия отстаёт по уровню технологического развития от ведущих мировых держав (Германия, Франция, США, Япония и др.), но опережает большинство стран БРИКС и ряд других растущих экономик.

Проект методики и результаты тестовых расчетов прошли обсуждение с профильными департаментами Минсельхоза России и были представлены на межведомственной рабочей группе Минэкономразвития России. Рекомендовано использование представленного подхода в национальной системе статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики, а также для аналитических целей Минсельхоза России в части сравнения уровня технологического развития отдельных отраслей АПК и проведения международных сопоставлений. Даны рекомендации по развитию системы статистического наблюдения научно-технической и инновационной деятельности организаций АПК.

Использование больших данных в интересах мониторинга научно-технологического развития АПК России

Кузьминов Илья Филиппович, заведующий отделом информационно-аналитических систем Института статистических исследований и экономики НИУ ВШЭ

C опорой на Прогноз формируется новая, более эффективная и гибкая система управления научно-технологическим и инновационным развитием АПК. Ведется комплексная работа, включающая формирование и актуализацию различных профильных документов стратегического планирования Минсельхоза, государственных программ, дорожных карт, планов оперативных мероприятий по отраслям и так далее.

Особенностью методологи Прогноза является использование современнейших методов анализа больших данных. Это стало возможно благодаря поддержке НИУ ВШЭ, с использованием их системы интеллектуального анализа данных iFORA. Эта система объединяет многие миллионы документов, включая научные публикации, научные гранты, патенты, документы всех основных международных организаций, крупных консалтинговых компаний, национальные законодательства, материалы научных конференций. Специальный сегмент этой системы посвящен анализу медиа, научных сайтов, профессиональных сайтов, профессиональных блогов.

Картирование комплексного технологического ландшафта, необходимое для понимания возможных ответов на глобальные вызовы в АПК возможно за счет использования технологий машинного семантического анализа больших массивов информации. Пример такой карты технологий АПК приведен на слайде.

Соответственно, и рынки АПК становятся всё более сложными и технологичными. Ссегментацию перспективных рынков на горизонте 2030 г. возможно произвести в разрезе двух разработанных сценариев: первый из них предполагает насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными продуктами, тогда как второй предполагает выход России на позицию мирового поставщика продуктов питания, поэтому он содержит ориентацию на более сложные и технологичные средства производства и конечную продукцию высокой глубины переработки. Кроме того, сценирование позволяет показать, как будет различаться будущий облик сектора, а именно, какими будут доминирующие бизнес-модели, как будет осуществляться кадровое обеспечение и какими будут меры государственной политики.

Одна из ключевых функций этой системы — это картирование направлений научно-технологического развития. За каждым из этих наименований стоит, в свою очередь, большой блок направлений, то есть это не одна какая-то точка. В онлайн режиме можно углубляться внутрь, смотреть, что входит в эти направления. Можно анализировать структуру и динамику этих научных направлений.

Анализ жизненного цикла конкретных научно-технологических направлений позволяет проследить переход отдельных направлений из сферы науки на рынок через анализ тех документов, в которых эти направления рассматриваются. Например, синтетическая биология, которая развивается уже достаточно давно, все-таки, прежде всего, еще находится в сфере научных исследований и поддерживается за счет грантов, а например, беспилотные летательные аппараты уже вышли на рынки, и исследования, и даже патентование там ведутся в гораздо меньших масштабах.

Еще один пример работы этой системы - количественные оценки рынков. В базе более двух тысяч обзоров промышленных рынков. Здесь автоматически сформировано структурное представление о глобальном промышленном рынке объемом 32 триллиона долларов и трехуровневое представление структуры этих рынков, соответственно, в детальных отраслях.

Специфика развития агропромышленных кластеров: обзор международного и российского опыта

Куценко Евгений Сергеевич, заведующий отделом кластерной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В России с 2010 г. поддерживается создание в регионах центров кластерного развития. В 2012 г. были отобраны 25 пилотных инновационных территориальных кластеров (с 2015 г. – 26), на реализацию программ развития которых ежегодно выделяются средства из федерального бюджета. В июле 2015 г. принято постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее требования и порядок отбора промышленных кластеров. Вследствие этого в регионах России активно формируются инновационные, промышленные, агропромышленные, туристские и другие кластеры.

Накопленный опыт показывает, что успешное развитие кластеров связано с рядом условий, среди которых:

  • наличие «критической массы» профильных участников в кластере, а также представленности в нем различных групп организаций: крупных, малых и средних, образовательных и научных учреждений, инфраструктурных и сервисных организаций;
  • профессионализм управленческой команды кластера, выработка единых норм (стандартов) управления;
  • принципиальная позиция и активная поддержка со стороны региональных органов власти.

При этом ключевыми факторами успешного развития кластера являются качество разработанных и реализуемых его участниками совместных проектов, их значимость и привлекательность с точки зрения региональных, федеральных органов власти, институтов развития, частных инвесторов. Критически важным аспектом деятельности кластеров в современных условиях становится эффективность взаимодействия бизнеса и научных организаций, направленного на коммерциализацию новых технологий, модернизацию отечественных производств, решение наиболее острых вопросов импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

В субъектах Российской Федерации функционируют более десятка агропромышленных кластеров, находящихся в разной стадии своего развития. Актуальными задачами в этой связи становятся инвентаризация моделей развития, выявление проблем и барьеров на пути создания и развития агропромышленных кластеров, консолидация профессионального сообщества, распространение лучших практик и повышение качества управления кластерами, рост количества и качества совместных проектов, в том числе путем увязки инвестиционных планов частных компаний, планов НИОКР научных организаций, мер поддержки со стороны федеральных и региональных органов власти.

В связи с этим предлагается Минсельхозу России реализовать комплекс мер по поддержке ускоренного развития агропромышленных кластеров, в том числе:

  • выявления действующих и потенциальных агропромышленных кластеров и оценка перспектив их развития;
  • сравнительный анализ мер поддержки кластеров в России и за рубежом, разработка предложений по мерам поддержки агропромышленных кластеров со стороны Минсельхоза России;
  • разработка пакета нормативных правовых актов и обосновывающих материалов, регламентирующих требования к агропромышленным кластерам и меры их поддержки, а также методических рекомендаций по формированию кластеров;
  • формирование система мониторинга развития агропромышленных кластеров; подготовка национального доклада на русском и английском языках.

Запрос на инновационную повестку со стороны кластеров малых и средних предприятий в секторе АПК

Ижмулкина Екатерина Александровна, проректор по научно-инновационной работе Кемеровского государственного сельскохозяйственного института

В Кемеровской области Агропромышленный кластер успешно функционирует с 2015 года, консолидируя усилия производителей для повышения их конкурентоспособности, развития малого и среднего агробизнеса,  ускоренного внедрения научных достижений в производство. В настоящее время 156 предприятий являются участниками кластера. За время работы реализовано более 22 кластерных проектов, каждый из них является своей историей успеха.

Организационная модель агропромышленного кластера Кемеровской области предусматривает развитие по существу всего АПК Кемеровской области. Следует отметить, что Агропромышленный кластер Кемеровской области один из немногих, в котором региональный отраслевой вуз является управляющей организацией кластера. Вуз видит свое предназначение в регионе в том, чтобы ориентировать сельскохозяйственные предприятия на создание высокотехнологичных производств, работающих в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

Холдинговые структуры в агропромышленных кластерах: роль заказчика инновационных решений

Золин Марат Иванович, заместитель генерального директора по развитию АО «Агросила»

На сегодняшний день все большую актуальность приобретают вопросы создания и внедрения в практику агропромышленного комплекса страны инновационных, и прежде всего, отечественных разработок и технологий. Агрохолдинги, обладающие необходимыми ресурсами, начинают играть роль ключевых заказчиков инновационных решений. Так, Холдинг Агросила, выбрав путь инновационного развития разрабатывает проекты в сотрудничестве с ведущими научно-образовательными организациями, среди которых Казанский федеральный университет в части совместного проекта по определению агрохимического состава полей в рамках внедрения системы точного земледелия, Казанский национальный исследовательский технологический университет в части совместного проекта по разработке технологии производства мясной продукции функционального назначения. Для активизации процесса инновационного развития необходимы комплексные инструменты поддержки так называемой «экосистемы» агропромышленных кластеров. Кластерная интеграция в этом случае будет становиться фактором инновационного развития отрасли, а роль управляющих компаний кластеров по выстраиванию коммуникаций и трансферу технологий будет возрастать. Сотрудничество Холдинга Агросила с ведущими научно-образовательными организациями во многом обусловлено созданием Пищевого кластера Республики Татарстан, ставшего площадкой для трансформации научных исследований в практические разработки для решения актуальных задач агробизнеса.

Евразийская технологическая платформа как инструмент реализации инновационного развития АПК

Журавлев Алексей Владимирович, директор Ассоциации «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания»

В настоящее время Евразийская технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания» (ЕТП) объединяет более 170 крупных ведущих аграрно-пищевых и химических предприятий и агрохолдингов, представляющих все сектора АПК, 21 профильных НИИ, 30 федеральных вузов. География платформы охватывает более 54 регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

На сегодняшний день (ЕТП) представляет собой государственно-частное некоммерческое партнерство в статусе Ассоциации, которое позволяет согласовывать действия органов государственной власти различных уровней, науки и бизнеса по ключевым направлениям развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

ЕТП имеет интернет-портал, размещенный по адресу platforma-apk.com.

Ассоциацией сформирован «Каталог инновационных проектов и разработок», отвечающий современным требованиям, в том числе требованиям инвесторов, объединяющих всех участников инновационного и инвестиционного процессов.

ЕТП активно занимается издательской деятельностью, это печатные издания каталогов, сборников конференций, научных изданий, а также научно-теоретического журнала «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания», входящий в перечень ВАК РФ.

Для обеспечения информационной поддержки проектов ЕТП осуществляется работа экспертной площадки, функционирующая, в том числе интерактивно в режиме удаленного доступа в рамках интернет-портала.

Ассоциацией проведена работа по разработке и ежегодной актуализации стратегической программы исследований ТП «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания» до 2020 года.

В 2016 г. Ассоциация выступила инициатором и зарегистрировала уведомления о разработке ряда профессиональных стандартов в области АПК на сайте «Программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты».

Под эгидой Евразийской платформы реализуется единая система нормирования в области менеджмента качества, добровольной сертификации «Продукты здорового питания». Ведется активная работа по разработке национального стандарта «Продукты пищевые. Продукты здорового питания. Термины и определения».

Ассоциация «ТППП АПК» была включена в реестр системы мониторинга профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, осуществляющих аккредитационную экспертизу.

6 сентября 2016 г. Ассоциация «ТППП АПК» была утверждена в статусе Евразийской технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания», и включена в перечень приоритетных Евразийских технологических платформ.

Итоги сессии

Формирование системы прогнозирования и планирования научно-технологического развития АПК (далее – Система) является императивом устойчивого развития комплекса, обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны. Сама Система должна быть представлена на нескольких уровнях: федеральном, отраслевом и региональном.

В начале 2016 года Минсельхоз России утвердил Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Прогноз). Он был разработан  совместно с НИУ ВШЭ, одобрен председателем Правительства и утвержден приказом Минсельхоза России № 3 от 12 января 2017 г.

Цель Прогноза – определение наиболее перспективных направлений научно-технологического развития агропромышленного комплекса, гарантирующих обеспечение продовольственной безопасности и позволяющих России стать мировым поставщиком продуктов питания высокой глубины переработки. В рамках Прогноза рассматриваются глобальные вызовы, связанные с ними угрозы и возможности научно-технологического развития, перспективные инновационные рынки, продукты и технологии, области научных исследований в агропромышленном комплексе.

Несмотря на то, что Прогноз является центральным элементом Системы, ее сбалансированное развитие и эффективная работа возможно только при слаженном взаимодействии всех ее элементов, решающих следующие задачи, в том числе на базе отраслевых центров мониторинга и прогнозирования:

― регулярный мониторинг глобальных и национальных тенденций научно-технологического развития, определение вызовов и «окон возможностей» в АПК и других отраслях, способных оказать существенное влияние на АПК, а также ожидаемых в связи с этим структурных сдвигов в мировой и российской экономике;

― организация поиска и анализа информации об уровне и результатах научных и технологических разработок российских и зарубежных организаций АПК, в т.ч. о прорывных технологиях, о разработках, способных обеспечить переход на новый технологический уровень, о технологиях, внедрение которых может привести к снижению спроса на продукцию отрасли;

― организация разработки и корректировки отраслевого прогноза научно-технологического развития в АПК, отраслевых приоритетных направлений и перечней отраслевых критических технологий, а также отраслевых технологических дорожных карт.

― методическое обеспечение деятельности Минсельхоз России и организаций АПК в области прогнозирования научно-технологического и инновационного развития в АПК;

― обеспечение интеграции полученных результатов в национальную систему стратегического планирования;

― обеспечение регионального развития за счет ускоренного применения результатов работы Системы, в т.ч. в рамках агрокластеров.

Устойчивая работа Систем невозможна без опоры на актуальную информацию, в том числе, статистическую, анализ больших данных и объективную, непредвзятую оценку текущей ситуации.

В конце прошлого года была поставлена задача оценки уровня технологического развития ключевых видов экономической деятельности (в соответствии с пунктом 4 протокола совещания в Правительстве Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. №АД-П13-176пр).

Изучив международные подходы к оценке уровня технологического развития АПК, специализированные зарубежные базы данных (ФАО, ОЭСР, Евростата) и информационные ресурсы зарубежных статистических служб, Минсельхоз России вместе с НИУ ВШЭ разработали проект методики оценки уровня технологического развития агропромышленного комплекса по следующим группам показателей: общие показатели эффективности производства; показатели технического уровня и обновления основных фондов; показатели технологических инноваций; показатели качества и конкурентоспособности технологий; показатели затрат на исследования и разработки и результатов научно-технической деятельности; отраслевые (специализированные) показатели.

Участники сессии обсудили в живом диалоге перечисленные выше вопросы, договорились о регулярных встречах и налаживании долгосрочных партнерств.


Наверх