Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
EN

Круглый стол: «Стратегия развития аграрного образования России»

  • Поделиться ссылкой:
  • Facebook
  • Twitter
  • VK

Дата проведения: 5 октября 2017 года

Организатор: Минсельхоз России (Департамент научно-технологической политики и образования)

Количество участников: 300 человек

Состав участников: руководители и специалисты Минсельхоза России, представители органов управления АПК субъектов Российской Федерации, ректоры высших учебных заведений и учреждений ДПО, представители вузов, представители агробизнеса, союзов, ассоциаций научных и исследовательских центров, аспиранты и студенты.

Модератор: Волощенко Виталий Сергеевич - к.с-х.н., Директор департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России

Ведущий: Бердышев Виктор Егорович – председатель Научно-методического совета по сельскому хозяйству, руководитель Центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»

Темы выступлений, краткое содержание докладов

Приветственное слово

И.В. Лебедев, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

В приветственном слове отражено, что вопросы развития аграрного образования и кадрового обеспечения АПК являются важнейшими приоритетами государственной политики, их актуальность ещё более возрастает с созданием Евразийского экономического союза, вхождением России во Всемирную торговую организацию и выполнением задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Стратегия развития аграрного образования России раскрывает долгосрочные цели, задачи и направления развития системы подготовки профессиональных кадров для агропромышленного комплекса страны, обеспечения устойчивого развития сельских территорий России.

О стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года

В.Е. Бердышев – председатель Научно-методического совета по сельскому хозяйству, руководитель Центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»

Аграрное образование включает все уровни профессионального образования. Кадры для сельского хозяйства сегодня готовят различные образовательные организации, находящиеся как в ведении Минсельхоза России, так и в ведении других органов государственной власти федерального и регионального уровня. Разнообразие природно-климатических условий ведения сельского хозяйства требует реализовывать различные образовательные программы, обеспечивающие формирование компетенций выпускников соответствующие  специфике регионов. Пути дальнейшего совершенствования подготовки кадров для АПК предложены в Стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года. Проект Стратегии обсуждался на разных площадках (совещания в Минсельхозе России, семинар-совещание в Ставрополе, круглый стол в рамках Золотой осени 2015). В целом он был одобрен всеми вузами Минсельхоза России. Принятие новых нормативных документов потребовало провести доработку проекта.

О работе, проводимой Росагропромсоюзом по формированию системы профессиональных квалификаций в АПК

А.И. Бабурин – первый заместитель Председателя Общероссийского агропромышленного объединения работодателей «Агропромышленный союз России»

Общероссийское агропромышленное объединение работодателей «Агропромышленный союз России» наделен полномочиями Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса. Целью деятельности СПК АПК является разработка, формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в агропромышленном комплексе. Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям принято решение о наделении СПК АПК полномочиями по организации независимой оценки квалификаций в областях профессиональной деятельности: сельское хозяйство;          рыбоводство и рыболовство; пищевая промышленность. Разработаны и согласованы в НСПК Методические материалы по проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Оптимизация подготовки кадров в области землеустройства и кадастров в аграрных вузах Российской Федерации

С.Н. Волков – ректор Государственного университета по землеустройству, академик РАСХН

В презентации «Совершенствование подготовки кадров в области землеустройства и кадастров в аграрных вузах Российской Федерации» приведена статистическая и аналитическая информация, а именно демонстрируются данные численности землеустроителей и кадастровых инженеров на 10 тыс. человек по Российской Федерации и некоторым развитым странам мира; показатели потребности в специалистах в области геодезии, землеустройства и кадастров за 2006-2015 гг. и прогнозируемая потребность в кадрах по данному направлению на 2020 год. Освещен рейтинг вузов Российской Федерации по направлению «Землеустройство и кадастры», показаны характеристики численности вузов и обучающихся студентов по данному направлению подготовки. Даны предложения необходимые для совершенствования подготовки кадров в области землеустройства и кадастров в аграрных вузах.

Кадровое и научное обеспечение развития АПК

Н.И. Кузнецов – ректор Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова

В 2018 году исполнится ровно 20 лет с момента объединения трех самостоятельных аграрных вузов г. Саратова в единый Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. За прошедшее с момента объединения время вузу удалось решить многие стратегические задачи, на базе вуза созданы учебно-научно-производственные кластеры в области растениеводства, инженерии, ветеринарной медицины и пищевых технологий. В настоящее время структуре вуза 45 учебно-научно-производственных подразделений. Университетом организовано взаимовыгодное сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными организациями отрасли. На перспективу повышения качества высшего аграрного образования должно осуществляться на основе трансформации учебно-научных центров в инновационные учебно-научно-производственные площадки. При этом агробизнес должен активнее участвовать в софинансировании подготовки кадров и разработке инновационных проектов для производства.

Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования в аграрной сфере

Л.Г. Трушников – ректор Кировского института агробизнеса и кадрового обеспечения

В мировой практике системе дополнительного профессионального образования придается исключительно важное значение: деятельность ее регламентируется специальными законами. В ряде стран до 30% взрослого населения участвует в программах непрерывного образования. Систему ДПО АПК целесообразно привести в соответствие «Стратегии устойчивого развития сельских территорий России на период до 2030 года» и соответствующей Федеральной Целевой Программы, предусматривающих наряду с основными задачами АПК, диверсификацию сельской экономики. С этой целью необходимо: внести изменения в законодательство РФ, Бюджетный Кодекс РФ с целью расширения функций учреждений ДПО, придав им статус инновационных межотраслевых центров поддержки устойчивого развития сельских территорий; юридически закрепить права и обязанности учреждений ДПО в счет государственного задания работать со всеми категориями сельских жителей, ведущих личное подсобное хозяйство, независимо от возраста, профессии, места работы, уровня образования.

Развитие аграрного образования в РФ: системный подход, основанный на современных трендах

О.В. Шумакова – ректор Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина

На современном этапе развития системы аграрного образования, перед аграрными вузами ставятся новые сложные задачи, решение которых предполагает определение четких связей между его составляющими: образование, наука, инновации, финансы, кадровый потенциал и др. В процесс модернизации вовлечены все образовательные организации отрасли, при этом наличие Стратегии развития аграрного образования до 2030 года обеспечило соблюдение принципов системности и единообразия подходов внутриорганизационного планирования. Только совместными усилиями можно повысить конкурентоспособность аграрных вузов на национальной и международной образовательной платформе с четким ориентиром на существующие тренды, к которым, в частности, можно отнести образование в интересах устойчивого развития (с учетом потребностей современного производства); опережающее образование; развитие у обучающихся навыков агробизнеса; виртуальную среду, онлайн-образование; персонификацию, моделирование и прогнозирование карьеры. 

Новые профессии в сельском хозяйстве на примере агроскаутов

В.М. Боев – руководитель отдела обучения и развития группы компаний «АгроТерра»

В процессе доклада были представлены технологии создания новых профессий в компании, рассмотрены необходимые новые компетенции и способы обучения, а также характеристика кандидатов для новых профессий.

Высокое качество подготовки специалистов агросектора зависит от двух факторов: базовых знаний и практических навыков. Азы профессии осваивают студенты в учебных заведениях. Однако зачастую вузам не хватает технической и исследовательской базы для того, чтобы обучать новым компетенциям под запросы производства. Чтобы компенсировать разрыв, современные агрокомпании обучают молодых специалистов своими силами и увеличивают входящий поток на стартовых позициях. «АгроТерра» ежегодно принимает студентов во всех регионах присутствия. В 2017 году практику прошли 140 человек. При этом 30% остаются в компании на постоянной основе. Это сотрудники с более развитыми цифровыми компетенциями, которые управляют традиционными процессами на базе аналитики и ИТ-устройств. Чтобы привести к соответствию реальные задачи производства и требования к подготовке  сотрудников, в 2015 году «АгроТерра» создала новую профессию  «агроскаут». Основам новой профессии дипломированных агрономов обучают в полевых условиях. Агроскауты проходят интерактивное обучение и осваивают разработанные технологические инструкции и стандарты. За  2016  год  агроскауты  провели  26  000  аудитов,  разработали  3000  рекомендаций  с  корректирующими  действиями и помогли компании повысить урожайность на 15%. Это говорит о том, что новая профессия уже работает.

Чтобы каждый выпускник агровуза смог развиваться в профессии, важно наладить тесную совместную работу разработчиков программ обучения и работодателей. В агроотрасли есть «голос работодателя». Это  HR-совет компаний АПК. Каждый месяц к объединению специалистов по работе с сотрудниками присоединяются новые участники, которые открыты для конструктивного диалога.   

Итоги круглого стола:

Участниками мероприятия рассмотрена стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года. Принято решение о дальнейшем совершенствовании и доработке стратегии, продолжении совместной работы по данному вопросу с отраслевыми союзами, объединениями, ассоциациями, конкретными работодателями.

Наверх